Основные направления работы Учреждения
1. С детьми ГБОУ «Старченковская школа Володарского М.О.»
Цель: Приобретение нормально развивающимися детьми нравственного опыта позитивного общения со сверстниками с ОВЗ, воспитание у них способностей к социальному сотрудничеству.
Особое место при создании условий в Учреждении для детей с ОВЗ отводится обогащению развивающей среды.
На всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ проводится работа по их социализации в общество. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности — привлечение их к участию в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, организуемых в Учреждении и за его пределами.
С целью обеспечения системы развивающего обучения, мы стремимся коррекционную работу осуществлять параллельно развивающей. Это позволяет нам не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого воспитанника. Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей ребенка с ОВЗ и запросов родителей.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Педагогическая диагностика является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе. Целью педагогической диагностики является раннее выявление детей с ОВЗ.
Второй этап — коллегиальное обсуждение на консилиуме проблем ребенка: определение направлений коррекционной помощи ребенку и отражение их в индивидуальной программе сопровождения.
Индивидуальная программа развития ребенка должна решать задачи следующего характера:
- психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников;
- адаптации ребенка к новым условиям обучения;
- профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
- изучение документов, личных дел;
- знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
- изучение социума ( соц.окружения) ребенка;
- диагностические исследования.
Программа индивидуального развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного учреждения (так же, на заседании ППк). Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.
Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет педагогу, педагогу-психологу и всем специалистам образовательного учреждения эффективно реализовать программное содержание.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
2. С родителями ГБОУ «Старченковская школа Володарского М.О.»
Цель: Формирование уважительного отношения родителей к ребенку с ОВЗ, как к человеку с особыми потребностями.
Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей. Педагогическим коллективом ОУ активно внедряются инновационные формы работы с родителями: обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей.
3. С педагогами ГБОУ «Старченковская школа Володарского М.О.»
Цель: Выстраивание развивающей среды для детей с учетом динамики их актуальных возможностей.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В учреждении созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития (пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, реабилитационное, медицинское, игровое оборудование и т.д.).
В нашем учреждении обучаются дети-инвалиды с интеллектуальными нарушениями, которые получают образование на дому, дети-инвалиды, обучающиеся в общеобразовательных классах и на дому.
Основными принципами такого образования являются:
1.Ценность человека не зависит от его способностей
2.Каждый человек способен чувствовать и думать
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
4.Все люди нуждаются в друг друге
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.