Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс независимо от уровня их подготовки. Прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, начинается не позднее 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
Будущим первоклассникам
Уважаемые родители!
- Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, проводится с соблюдением всех гигиенических требований об организации обучения детей шестилетнего возраста.
- Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс независимо от уровня их подготовки.
- Прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, начинается не позднее 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года.
- Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.v
Что такое готовность ребенка к школе?
Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.
Можно выделить отдельные стороны готовности к школе:
- Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объём грудной клетки, мышечный тонус, пропорции и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
- Интеллектуальная готовность. Сюда включают: словарный запас, кругозор, специальные умения, уровень познавательных процессов, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать её в самостоятельную цель деятельности. Личностная и социально-психологическая готовность. Под данной формулировкой понимают сформированность новой социальной позиции (так называемая «внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения.
- Эмоционально-волевая готовность. Её можно считать сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия в процессе его реализации, преодолевать препятствия.
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
Учёные по-разному рассматривают готовность ребенка к школе. Было бы неправильно сводить эту готовность к умению читать, писать и считать. Иногда дети с хорошо сформированными навыками чтения и счёта всё же отстают в учёбе от своих одноклассников, которые при поступлении в школу не имели таких навыков. В чём же причина? Дело в том, что нужно учитывать и психологическую готовность к обучению.
1.Ребенок посещает детский сад или групповые занятия?
а) да, с удовольствием;
б) посещает по необходимости, но ему там не нравится;
в) нет.
2.Как ведет себя ваш ребенок, попадая в незнакомую компанию сверстников?
а) предлагает ребятам поиграть в свою любимую игру;
б) присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся;
в) играет в одиночестве или сидит около взрослых.
3.Если вашего ребенка кто-то из детей обидит, он:
а) даст сдачи;
б) пожалуется взрослым;
в) будет терпеть и никому ничего не скажет.
4.Как ребенок реагирует на критические замечания?
а) старается исправиться;
б) никак не реагирует;
в) делает «назло».
5.Когда вы задаете ребенку вопрос, на который он не знает ответ, он:
а) рассуждает вслух и пытается догадаться;
б) честно признается, что не знает.Задает этот же вопрос вам и внимательно слушает ответ;
в) начинает кривляться и переводит тему.
6.Если к ребенку обращается малознакомый человек, он:
а) легко вступает в разговор;
б) односложно отвечает на вопросы;
в) молчит и прячется за родителей.
7.Разговаривая, ребенок:
а) спокойно излагает свои мысли;
б) много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой;
в) часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по нескольку раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ.
8.Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребенка немного помолчать, он:
а) терпеливо ждет, пока вы договорите;
б) постоянно вмешивается в разговор взрослых;
в) начинает ныть и капризничать.
9.Если вы даете ребенку поручение, которое ему не нравится (например, убрать игрушки) , он:
а) старается побыстрее убрать;
б) долго ноет, но все- таки убирает;
в) убирает только с вашей помощью.
10.При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например, собирая конструктор) ребенок:
а) сидит до тех пор , пока не соберет;
б) просит вас помочь;
в) если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.
Результаты теста
За каждый ответ
«а поставьте 3 балла, «б» — 1 балл , «в» — 0 баллов.
От 30 до 20 баллов. Психологическая готовность – 100 %. Психологически ваш ребенок готов к школе. Он достаточно уверен в себе и своих способностях , адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения . Изменение распорядка дня , повышенная ответственность , новые требования и правила поведения не станут для него сильным стрессом. Поэтому , даже если он недостаточно хорошо умеет читать и писать , не стоит откладывать знакомство со школой . Хорошая психологическая готовность поможет вашему ребенку быстро догнать сверстников по интеллектуальному развитию (если он действительно отстает ).А если ребенок уже давно освоил программу первого класса , психологическая зрелость позволит ему наилучшим образом проявить свои способности .
От 20 до 10 баллов Психологическая готовность – 50 % . Ваш ребенок находится на промежуточной стадии достижения психологической готовности к школе .В этом случае при принятии решения решающее значение имеет наличие интеллектуальной зрелости . Если ребенок легко проходит все тесты и решает вступительные задачки , то можно не откладывать знакомство со школой до следующего года .
Но, принимая решение отдать малыша в школу ,будьте готовы к тому , что вам придется постоянно его контролировать и помогать концентрировать внимание на конкретном предмете .Кроме того , изменение образа жизни и повышенные требования могут стать для ребенка сильным стрессом.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Учёные по-разному рассматривают готовность ребенка к школе. Было бы неправильно сводить эту готовность к умению читать, писать и считать. Иногда дети с хорошо сформированными навыками чтения и счёта всё же отстают в учёбе от своих одноклассников, которые при поступлении в школу не имели таких навыков. В чём же причина? Дело в том, что нужно учитывать и психологическую готовность к обучению.
Будущий первоклассник должен:
- уметь мыслить аналитически, устанавливать связи между предметами и их свойствами, причиной и следствием;
- иметь запас знаний, необходимых для обучения в первом классе;
- уметь ориентироваться в пространстве, знать, как возвращаться с прогулки по двору домой, как пройти в школу, до магазина.
Развитие мышления, речи и памяти должны соответствовать его возрасту. Для успешного обучения у ребенка нужно поощрять любознательность, он должен стремиться получать новые знания.
Личная и социальная готовность
Социальная и личностная готовность ребенка к школе связаны между собой. Они включают в себя:
- понимание плохо-хорошо, нравственное развитие;
- коммуникабельность, способность общаться со взрослыми и со сверстниками, умение решать ссоры с другими детьми без явной агрессии, понимание авторитета взрослых;
- умение слушать преподавателя, понимание задач, которые он ставит (и принятие их без реплик «не буду, не хочу»), способность спрашивать, уточнять у учителя то, что непонятно, умение признавать свои ошибки, если они появляются;
- умение адекватно реагировать на замечания сверстников и взрослых.
Отношение ко взрослым, самому себе и своим сверстникам, способность самостоятельно следить за своими действиями и поведением, умение оценивать свое и чужое поведение — из всего этого складывается личностная готовность к школе.
Эмоционально-волевая готовность
Обучение в школе — это большая эмоциональная нагрузка. Ребенку нужно научиться управлять эмоциями, сдерживать их, выражая словами (а не криком или слезами). Важно учиться проходить зажимы, неуверенность. Это может мешать обучению (ребенок стесняется переспрашивать, от этого не понимает и не усваивает новую информацию, боится подойти к новым детям, ему некомфортно, хочется вернуться домой, не находиться в непривычном и неуютном для него месте).
До поступления в первый класс ребенка нужно:
- научить поднимать руку и переспрашивать, если ему непонятно объяснение;
- объяснить, что не всегда его будут спрашивать, даже с поднятой рукой, не всегда будут хвалить именно его, донести до ребенка, что главная задача — готовиться к урокам, делать это для собственного развития;
- научить спокойно проходить разочарования, проигрыш, не воспринимать подобное как конец света;
- помогать выполнять те задания, которые не очень нравятся, но они необходимы, ребенок должен привыкнуть делать те вещи, которые даются не для развлечения, для которых нужна усидчивость и сила воли;
- прививать интерес к обучению, к получению новых знаний;
- формировать позитивный образ школы, рассказывать, как полезно и интересно будет общаться с одноклассниками, что обязательно появятся новые друзья (и прикладывать собственные усилия к этому в дальнейшем: знакомиться с родителями, приглашать одноклассников в гости, закидывать в школьный рюкзак сладости для приятелей — это мелочи, которые помогут ребенку завести друзей и чувствовать себя комфортнее в школе).
Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы.
Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.
Оценка развития познания
Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта
Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
Был ли малыш в библиотеке?
Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общаться
Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
Хорошо ли ребенок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Зрительное различение
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?
Зрительная память
Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
Понимает ли он, что читают слева направо?
Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
Уровень слуховых способностей
Может ли ребенок рифмовать слова?
Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
Задает ли вопросы о словах, об их значении?
После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при определении готовности ребенка к школе.
Описание процесса подсчета результатов:
если на большинство вопросов вы с уверенностью ответили "Да" - ваш ребенок готов к школе
1.Ребенок посещает детский сад или групповые занятия?
а) да, с удовольствием;
б) посещает по необходимости, но ему там не нравится;
в) нет.
2.Как ведет себя ваш ребенок, попадая в незнакомую компанию сверстников?
а) предлагает ребятам поиграть в свою любимую игру;
б) присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся;
в) играет в одиночестве или сидит около взрослых.
3.Если вашего ребенка кто-то из детей обидит, он:
а) даст сдачи;
б) пожалуется взрослым;
в) будет терпеть и никому ничего не скажет.
4.Как ребенок реагирует на критические замечания?
а) старается исправиться;
б) никак не реагирует;
в) делает «назло».
5.Когда вы задаете ребенку вопрос, на который он не знает ответ, он:
а) рассуждает вслух и пытается догадаться;
б) честно признается, что не знает.Задает этот же вопрос вам и внимательно слушает ответ;
в) начинает кривляться и переводит тему.
6.Если к ребенку обращается малознакомый человек, он:
а) легко вступает в разговор;
б) односложно отвечает на вопросы;
в) молчит и прячется за родителей.
7.Разговаривая, ребенок:
а) спокойно излагает свои мысли;
б) много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой;
в) часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по нескольку раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ.
8.Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребенка немного помолчать, он:
а) терпеливо ждет, пока вы договорите;
б) постоянно вмешивается в разговор взрослых;
в) начинает ныть и капризничать.
9.Если вы даете ребенку поручение, которое ему не нравится (например, убрать игрушки) , он:
а) старается побыстрее убрать;
б) долго ноет, но все- таки убирает;
в) убирает только с вашей помощью.
10.При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например, собирая конструктор) ребенок:
а) сидит до тех пор , пока не соберет;
б) просит вас помочь;
в) если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.
Результаты теста
За каждый ответ
«а поставьте 3 балла, «б» — 1 балл , «в» — 0 баллов.
От 30 до 20 баллов. Психологическая готовность – 100 %. Психологически ваш ребенок готов к школе. Он достаточно уверен в себе и своих способностях , адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения . Изменение распорядка дня , повышенная ответственность , новые требования и правила поведения не станут для него сильным стрессом. Поэтому , даже если он недостаточно хорошо умеет читать и писать , не стоит откладывать знакомство со школой . Хорошая психологическая готовность поможет вашему ребенку быстро догнать сверстников по интеллектуальному развитию (если он действительно отстает ).А если ребенок уже давно освоил программу первого класса , психологическая зрелость позволит ему наилучшим образом проявить свои способности .
От 20 до 10 баллов Психологическая готовность – 50 % . Ваш ребенок находится на промежуточной стадии достижения психологической готовности к школе .В этом случае при принятии решения решающее значение имеет наличие интеллектуальной зрелости . Если ребенок легко проходит все тесты и решает вступительные задачки , то можно не откладывать знакомство со школой до следующего года .
Но, принимая решение отдать малыша в школу ,будьте готовы к тому , что вам придется постоянно его контролировать и помогать концентрировать внимание на конкретном предмете .Кроме того , изменение образа жизни и повышенные требования могут стать для ребенка сильным стрессом.
Приём письменных заявлений в 1 класс
День недели | Время 1 |
---|---|
Понедельник | 09:00-16:00 |
Вторник | 09:00-16:00 |
Среда | 09:00-16:00 |
Четверг | 09:00-16:00 |
Пятница | 09:00-15:00 |
Зачисление в первый класс
Получение начального общего образования в общеобразовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель общеобразовательной организации вправе разрешить прием детей в общеобразовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, проводится с соблюдением всех гигиенических требований об организации обучения детей шестилетнего возраста.